Выбираем туристический рюкзак

К выбору туристского рюкзака нужно подходить с особой тщательностью. Это самая важная покупка из всего снаряжения. Удобный рюкзак значительно облегчает переноску груза, сохраняет здоровой спину и поясницу. Главное, что нужно учитывать - выбор той или иной модели, объёма, внешней навесной и подвесной системы рюкзака определяется только условиями похода, то есть назначением рюкзака. Прежде чем купить рюкзак, подумайте - для каких целей и условий он вам нужен.

 

    Назначение и объём

    При выборе рюкзака в первую очередь нужно определиться с его объёмом. Оптимальный объём зависит от вида туризма, от возраста, роста и пола туриста, от его подготовки. Для подростков 10--13 лет объём не должен превышать 40--50 литров, для юношей и девушек от 14 до 17 лет -- 65--80 л, для походов выходного дня и поездок на дачу обычно достаточно 40--65 л. Ну, а для более серьёзных походов рекомендуются следующие объёмы: 
    пешеходный туризм:  мужчины 80-130 л,           женщины 60-80 л
    горный туризм:          мужчины 100-110 л,         женщины 65-80 л
    водный туризм:          мужчины 130 л и более,   женщины 80-100 л
    лыжный туризм:         мужчины 130 л и более,   женщины 80-100 л.

Следует также отметить, что рюкзаки для велопоходов (имеются в виду «велоштаны», устанавливаемые на багажник) выбираются, исходя из других соображений:
    походы выходного дня и велопрогулки (без ночёвок) 30 - 50 л или обычный городской рюкзачок; 
    походы начальных категорий сложности обычно достаточно до 75 л; 
    сложные походы до 100 л; 
    очень сложные походы от 100 л и более.

 

    Типы рюкзаков

    Всё многообразие моделей рюкзаков сводится к трём основным типам: станковые, мягкие и каркасные.   

    Станковые рюкзаки. Имеют наружный жёсткий металлический или пластиковый каркас, который называется «станок», и к которому крепится подвесная система (лямки, пояс) и мешок для груза. Мешок обычно можно снять со станка, что позволяет использовать станок для закрепления и переноски каких-нибудь объёмных грузов.
    Преимуществом станковых рюкзаков является то, что их конструкция позволяет достаточно равномерно распределить нагрузку на тело. Вам не придётся сильно озадачиваться при сборе вещей в рюкзак. Если вдруг вы засунули какую-нибудь твёрдую вещь рядом со своим боком, то вероятность того, что она будет давить Вам на рёбра значительно меньше, чем при такой же ситуации с мягким рюкзаком. В станковых рюкзаках обеспечивается хорошая вентиляция спины и плеч.
    Основным предназначением рюкзаков со станком является пеший туризм, спелеотуризм или водные походы - в этих походах приходится переносить большие грузы и более всего требуется жёсткость конструкции. При этом туристы разных видов туризма используют удобства представляемые станком по-разному. Так, спелеологи навьючивают на каркас специальные транспортные мешки и бухты верёвок, впоследствии станок оставляют на поверхности в лагере, а с транспортными мешками уходят в пещеру, пешие туристы прикрепляют к раме один большой рюкзак, состоящий из большого количества карманов разной величины, туристы-водники крепят упаковку байдарки или катамарана, зачастую приделывая на станок ещё и колеса, и получая, таким образом, импровизированную тележку.
    Особенно ценны «станки» в случае, когда надо перенести особо тяжелый и негабаритный груз, например, при заброске альпинистских или спелеологический экспедиций. Шерпы в Гималаях умудряются носить на станках огромные пластиковые бочки с альпинистским скарбом.
    Основным недостатком станкового рюкзака, по причине которого от него отказываются в сложных походах, является большая масса и жёсткость рамы. В походах высшей категории сложности при сборе вещей учитывается каждый грамм, и брать с собой алюминиевую раму рюкзака, весом в несколько сотен грамм – просто немыслимо. Кроме того, зачастую, выступающие и несгибаемые части рамы могут доставлять серьёзные неудобства на сложных склонах.

    Мягкие рюкзаки. Так называют рюкзаки, которые не имеют жёстких элементов каркаса. По объёму это могут быть как очень большие, так и совсем маленькие рюкзаки. Такие рюкзаки имеют армирование спины, лямок и пояса с помощью пенополиэтиленовых вставок, имеют пришитый лямочный узел. Основные плюсы такой конструкции – меньшая цена, минимальный вес, возможность компактно свернуть пустой рюкзак и убрать, например, в байдарку или каяк. Для придания жёсткости рюкзак этого типа надо правильно уложить, а это целая наука. Один из вариантов - внутрь укладывают пенополиэтиленовый коврик: либо листом вдоль спины, либо сворачивают длинный коврик по всей окружности рюкзака. Правильно уложенный мягкий рюкзак ни в чём не уступает более продвинутым каркасным моделям.

    Каркасные рюкзаки. На сегодняшний день это наиболее распространённый тип рюкзаков для туризма. Каркасный рюкзак имеет «встроенные» в спинку жёсткие элементы – как правило, изготовленные из алюминия или пластика. «Латы» могут образовывать конструкции разных форм, но чаще всего встречаются две вертикально поставленных пластины, которые немного расходятся к верху, обеспечивая вертикальную жесткость. Встречаются, впрочем, П- и Х-образные рамки и даже монолитные вставки по всей площади спины. Некоторые производители изготавливают рюкзаки со съемным каркасом, представляющим собой лист плотного и достаточно жесткого пенополиэтилена, вставленный в отсек на спине рюкзака. После снятия каркаса рюкзак можно компактно сворачивать, а сам каркас может пригодиться в качестве маленького коврика.
    Каркасные рюкзаки обычно имеют «уплощённую» и вытянутую вдоль спины форму, которая за счёт хорошего прилегания обеспечивает расположение центра тяжести максимально близко к спине. Такая форма плюс качественная подвеска дают в итоге анатомически правильное распределение нагрузки, оптимальное для позвоночника. Большинство рюкзаков такого типа имеют «плавающую» подвеску, когда точка присоединения лямок к рюкзаку перемещается по вертикали, позволяя подстроиться под рост владельца, что делает рюкзак более универсальным.
    К недостаткам можно отнести более высокую цену и бóльшую (примерно на 300 г) массу.

 

    Основные элементы рюкзака

    Лямочная система. Лямки должны отвечать основному требованию - быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80% удобства ношения рюкзака. 
    Прежде всего, лямки должны быть пришиты по фигуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут сползать с плеч. Проблема частично компенсируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Форма лямок - серповидная, или S-образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, следуя форме плеч.
    Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими, но упругими и не слишком тонкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Ширина самих лямок в среднем около 7-8 см. Это достаточно для комфортной переноски даже очень тяжёлых грузов; более широкие лямки спадают с плеч или, наоборот, врезаются в шею. Очень важен способ прикрепления лямочных строп к низу рюкзака. В случае крепления строп за нижние углы рюкзака, они для прочности должны быть вшиты в шов через специальную косынку.
    Пряжки регулировки длины лямок должны затягиваться книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.
    Современная конструкция лямок предполагает наличие оттяжки, идущей от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни, называемые «противооткидами», не дают рюкзаку откидываться от спины. Положение лямок и точка пришива этих ремней должны иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни как бы продолжали вверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключиц.


    Разгрузочный пояс. Абсолютно необходимая деталь современного походного рюкзака. Пояс позволяет перенести на поясницу и бёдра до половины веса рюкзака, разгружая переднюю часть плеча и позвоночник. Пояса бывают пришитые и съёмные. Ширина поясного ремня - не менее 10 см, толщина – 8-16 мм. Желательно, чтобы пояс имел анатомическую форму, облегая бёдра. Внутреннее устройство пояса - аналогично конструкции лямок.
    Пояса снабжают дополнительными оттяжками на боковины рюкзака - это позволяет притянуть ёмкость к бёдрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Пояс обязательно должен быть снабжён пряжкой, позволяющей мгновенно расстегнуть её при необходимости быстро сбросить рюкзак. Этим требованиям соответствует так называемая «пряжка-самосброс».


    Карманы. Боковые карманы удобны для хранения мелких предметов, в то же время увеличивают габариты и вес рюкзака и смещают его центр тяжести не в лучшую сторону. Поэтому, во многих моделях современных рюкзаков отказываются от сильно выступающих за основной объём наружных карманов. Единственный обязательный, и желательно не маленький карман - на клапане. Сюда кладётся всякая мелочёвка. Удобно, если его можно открывать и закрывать прямо на ходу.
    Приветствуется также наличие нижних кармашков по бокам рюкзака. С их помощью можно  переносить снаружи весла, удочки, топоры, пилы и пр. В этом случае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стяжками.
    При отсутствии стационарных - удобны навесные карманы, которые пристёгиваются к рюкзаку при максимальной загрузке, дополняя его объём, и, в случае необходимости, легко могут быть сняты.

 
    Стяжки и крепления дополнительного груза. Боковые и вертикальные стяжки нужны для регулирования объёма рюкзака. С их помощью убирается свободный объём, превращая сложенный рюкзак в монолитный «кирпич», который гораздо легче носить.
    Помимо боковых и вертикальных стяжек в современных рюкзаках большое значение имеют также дополнительные петли, стропы и накладки на наружной поверхности рюкзака. За них можно прикреплять свёрнутый коврик, тент, палатку, верёвки. В горах к верху клапана крепят кошки, а за петельки у дна рюкзака ледорубы, ледовые инструменты. При этом они легкодоступны и не рвут мешка.
    Для удобства загрузки рюкзака в транспорт и его страховки у него должны быть прочные ручки. Одна из них обычно расположена выше крепления лямок, желательны дополнительные ручки.

 
    Клапан. Рюкзак обычно заканчивается вверху тубусом с дополнительной крышкой - клапаном на пряжках. Клапан предохраняет рюкзак от дождя, а также очень удобен для хранения вещей первой необходимости как внутри встроенного кармана, так и под ним, когда стяжками, на которых держится клапан, прижимают к самому рюкзаку какой-то громоздкий предмет, который должен быть под рукой, или просто не вместился в рюкзак.

 
    Нижний вход. Нижний вход на молнии в виде арки - дополнительная деталь на любителя. Если в рюкзак по кругу вставлен коврик, то воспользоваться нижним входом в рюкзак невозможно. Если же коврика нет, то вытащить нужную вещь всё равно затруднительно, а положить её на место - тем более. При плохо набитом нижнем отделении такой рюкзак трудно поставить на землю.

    Чехол на рюкзак. Для защиты рюкзака от влаги его изготовляют из плотных материалов с влагозащитным покрытием. Однако в случае затяжных дождей будет нелишним дополнительно использовать чехол от дождя. Такие чехлы изготавливаются из лёгких тканей, вдобавок ко всему, предохраняя рюкзак от грязи.